К списку новостей

8.07.2013

«Лефорт. Балтийская легенда». Первая экспедиция завершена

lefort_end

Экспедиция по исследованию линейного корабля «Лефорт», найденного в мае текущего года недалеко острова Большой Тютерс составила подробное описание корабля и приблизилась к разгадке причин гибели парусника.

С 29 июня по 6 июля состоялась экспедиция, которая является совместным проектом Русского географического общества, ОАО «АК «Транснефть», НП «Разведовательно-водолазный клуб» и Национального центра подводных исследований. Проект реализуется при поддержке председателя координационного совета экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы, генерала армии Николая Ковалёва, Министерства обороны Российской Федерации, Командования Балтийского флота.

С помощью телеуправляемого подводного аппарата, который предоставила компания «Тетис Про», впервые были проведены внешние обследования корпуса корабля, произведён подсчёт количества пушек, на грунте были обнаружены внешние украшения – носовая фигура орла и кормовой герб российский империи, которые также подтвердили, что это именно «Лефорт».

В ходе многократных погружений участники экспедиции провели замеры и зарисовку положения предметов на верхней палубе, а также обследование внутренних помещений на нижних палубах «Лефорта». В результате были опровергнуты версии о том, что «Лефорт» погиб от смещения на один борт пушек среднего и нижнего яруса – все пушки до сих пор находятся и закреплены на своих штатных местах. Кроме того, опровергнута версия о возможном смещении груза, находящегося на палубе. Видеосъёмки и результаты обследована показали что груз – запасные мачты и другие элементы оснастки, были закреплены на своих местах и раскатились по палубе уже после произошедшей трагедии, когда удерживавшие их канаты прогнили под действием времени.

В ходе экспедиции начата работа над созданием виртуального музея парусника «Лефорт», который позволит в будущем совершить всем желающим виртуальную экскурсию на корабль. Этот гуманитарный проект будет создан в рамках празднования 20-летия ОАО «АК «Транснефть» и его первые результаты могут быть представлены общественности уже в текущем году. В настоящее время проведение качественных фотосъёмок и видео были осложнено ежедневно ухудшавшейся видимостью в районе палубы корабля. Если в первый день видимость составляла порядка 5 метров, то к концу экспедиции не превышала 3 метров.

Однако, по мнению участников экспедиции, необходимо проведение ещё, как минимум, двух экспедиций, а для полноценного изучения объекта может потребоваться несколько сезонов.
Линейный корабль Лефорт относился к линейным кораблям 84-пушечного ранга, типа «Императрица Александра». Всего 8 линейных кораблей этого типа было построено в Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе в период между 1826-1844 гг.
09.09.1857 (22.09.1857 по новому стилю), воспользовавшись попутным юго-западным ветром, отряд в составе однотипных линейных кораблей «Лефорт», «Владимир» и «Императрица Александра» вышел из г. Ревеля в г. Кронштадт для перехода на зимовку в связи с окончанием летней компании.

Утром 10 сентября ветер переменился на северный со шквалами и снегом. Переходя с галса на галс, эскадра пыталась удержаться на месте между островами Гогланд и Большой Тютерс. Примерно в 7.30 утра, во время очередного поворота на новый галс, порыв ветра положил «Лефорт» на левый бок. Проведя некоторое время в этом положении, корабль опрокинулся и исчез под водой.

Никто не спасся, с кораблем утонули командир — капитан 1-го ранга Кишкин, 12 офицеров, 743 матроса, 53 матросские жены и 17 детей, всего 826 человек.

До гибели в 1994 году пассажирского парома «Эстония», гибель «Лефорта» была самой крупной морской трагедией на Балтике в мирное время.

Линейный корабль «Лефорт» обнаружен экспедицией «Поклон кораблям великой Победы» 4 мая 2013 года при обследовании гидролокатором дна севернее острова Большой Тютерс с целью поиска погибшей в 1942 году подводной лодки Щ-320.