К списку новостей

28.06.2013

Экспедиция «Лефорт. Балтийская легенда»

lefort_4

С 29 июня по 7 июля 2013 года состоится экспедиция по исследованию корабля «Лефорт», найденного в мае текущего года участниками проекта «Поклон кораблям Великой Победы» недалеко острова Большой Тютерс в Финском заливе Балтийского моря.

Точные причины гибели легендарного линейного корабля «Лефорт»: действительно ли он погиб из-за смещения плохо закреплённого груза? Фиксация положения корабля на грунте и состояния его внешних и внутренних конструкций, съёмки при помощи управляемого подводного аппарата и изучение дайверами внутренних помещений. Такие задачи ставит перед собой команда первой экспедиции «Лефорт. Балтийская легенда», которая пройдёт на месте гибели «Русского Титаника».

Основная цель экспедиций – сбор информации для научного отчёта и съёмка видео и фотоматериала по кораблю «Лефорт» для создания фильма и выпуска печатной продукции о корабле. Для проведения фото- видеосъёмки участники экспедиции планируют совершить около десятка погружений в воды Финского залива на глубину до 70 метров, температура воды у борта корабля не будет превышать 3-4 градусов. Кроме этого, внешние части корабля и пространство вокруг него будет обследовано подводным телеуправляемым аппаратом. В ходе экспедиции будет начата работа над созданием виртуального музея парусника «Лефорт», который позволит в будущем совершить всем желающим виртуальную экскурсию на корабль. Этот гуманитарный проект будет создан в рамках празднования 20-летия ОАО «АК «Транснефть».

Экспедиция является совместным проектом Русского географического общества, ОАО «АК «Транснефть», НП «Разведовательно-водолазный клуб» и Национального центра подводных исследований. Техническим спонсором экспедиции выступает компания «Тетис Про», предоставившая оборудование для проведения серии погружений на глубину 70 метров, а так же обеспечивающая работу телеуправляемого аппарата для подводной видеосьемки. Проект реализуется при поддержке председателя координационного совета экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы, генерала армии Николая Ковалёва, Министерства обороны Российской Федерации, Командования Балтийского флота.

Линейный корабль Лефорт относился к линейным кораблям 84-пушечного ранга, типа «Императрица Александра». Всего 8 линейных кораблей этого типа было построено в Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе в период между 1826-1844 гг.
09.09.1857 (22.09.1857 по новому стилю), воспользовавшись попутным юго-западным ветром, отряд в составе однотипных линейных кораблей «Лефорт», «Владимир» и «Императрица Александра» вышел из г. Ревеля в г. Кронштадт для перехода на зимовку в связи с окончанием летней компании.

Утром 10 сентября ветер переменился на северный со шквалами и снегом. Переходя с галса на галс, эскадра пыталась удержаться на месте между островами Гогланд и Большой Тютерс. Примерно в 7.30 утра, во время очередного поворота на новый галс, порыв ветра положил «Лефорт» на левый бок. Проведя некоторое время в этом положении, корабль опрокинулся и исчез под водой.

Никто не спасся, с кораблем утонули командир — капитан 1-го ранга Кишкин, 12 офицеров, 743 матроса, 53 матросские жены и 17 детей, всего 826 человек.

До гибели в 1994 году пассажирского парома «Эстония», гибель «Лефорта» была самой крупной морской трагедией на Балтике в мирное время.

Линейный корабль «Лефорт» обнаружен экспедицией «Поклон кораблям великой Победы» 4 мая 2013 года при обследовании гидролокатором дна севернее острова Большой Тютерс с целью поиска погибшей в 1942 году подводной лодки Щ-320.