К списку экспедиций

Поклон-2016

«Экспедиция»

22 апреля 2016 года в рамках международной под- водно-поисковой экспедиции «Поклон кораблям Вели- кой Победы», совместно с финской командой дайверов SubZone, при сканировании морского дна гидролокато- ром бокового обзора, в эстонских территориальных водах, рядом с островом Вайндло был обнаружен остов подво- дной лодки. По своим размерам и силуэту остов был похож на советские подводные лодки типа «Щ» X-бис серии.

1–3 мая 2016 года при поддержке российской компании ОАО «АК «Транснефть», председателя координационного совета проекта «Поклон кораблям Великой Победы», депу- тата Государственной Думы Российской Федерации генерала армии Николая Ковалёва и заместителя министра энерге- тики России Кирилла Молодцова организована экспедиция по идентификации лодки.

Проведена серия совместных погружений российских и финских дайверов на обнаруженный остов подводной лод- ки с проведением фото- и видеосъемки для идентификации найденного объекта и сбора материала для создания вирту- альной музейной экспозиции.

Условия погружения:
— глубина по грунту – 72 м;
— грунт – глина с илом;
— температура воды +2…+3 °C;
— видимость 1–3 м.

По результатам обследования выявлено, что на дне ле- жит остов советской подводной лодки типа «Щ» Х-бис серии.

Лодка лежит курсом на восток, без кренов, с легким диф- ферентом на нос, утонув в грунте по ватерлинию, то есть осмотру доступна только рубка и верхняя часть корпуса, за исключением кормовой оконечности, которая видна цели- ком.

Лодка имеет противоминную деревянную обрусовку корпуса, на рубке установлены дополнительные обмотан- ные резиной поручни, все выступающие части лодки обмо- таны резиновой лентой.

Все основные палубные люки и ниши плотно закрыты, за исключением пары технологических лючков, которые, видимо, открылись от ударных волн глубинных бомб.

Винто-рулевая группа лодки ушла в грунт, видна только верхняя часть вертикального руля, он находится в прямом положении. Горизонтальные рули ушли в грунт, и осмотр их положения невозможен.

Носовые торпедные аппараты ушли в грунт, их осмотр невозможен. Кормовые торпедные аппараты закрыты, вол- нозащитные щитки отсутствуют.

Оба перископа убраны, линза командирского периско- па повернута прямо по курсу лодки, линза зенитного пе- рископа повернута на левый борт – вероятно, командир осматривал корабли противника непосредственно перед всплытием.

Из инструментов на мостике осмотру доступен только машинный телеграф. Обе ручки телеграфа в положении «стоп», положение репитеров осмотру недоступно.

Оба 45-мм орудия лодки находятся в боевом состоянии, установлены съемные оптические прицелы, отсутствуют дульные пробки.

Оба орудия развернуты на левый борт, носовое орудие повернуто на «10 часов», кормовое орудие на «7 часов». Ря- дом с обоими орудиями лежат открытые снарядные ящики и отдельные снаряды.

Часть корпуса лодки, доступная для осмотра, не имеет значительных повреждений.

Все видимые повреждения видны только в районе рубки:

  • Вероятно, взрыв глубинной бомбы согнул леера но- сового орудия с левого борта.
  • Вероятно, взрывом глубинной бомбы сорвана с пе- тель и лежит на палубе дверь для выхода на палубу расчета носового орудия.
  • Попадания одного или нескольких 75-мм снарядов в заднюю стенку рубки.
  • С левого борта рубки, в районе мостика, вид- ны пробоины как минимум двух 75-мм снарядов и около десятка более мелких пробоин от 20-мм снарядов или осколков.
  • На мостике с левого борта, напротив пробоины от сна- ряда, был обнаружен пистолет-пулемет ППШ, принадле- жавший, вероятно, командиру лодки.

    Останков членов экипажа на видимой части палубы и мостика не обнаружено.

    Согласно архивным документам, в Финском заливе по- гибли и до сих пор не найдены три подводные лодки типа «Щ» Х-бис серии: Щ-405, Щ-406 и Щ-408.
    Щ-405 погибла в 1942 году в водах восточнее острова Мощный.
    Щ-406 и Щ-408 погибли западнее Мощного в 1943 году.
    Обнаруженная подводная лодка имеет противоминные устройства, что говорит о том, что лодка погибла в 1943 году и может быть только Щ-406 или Щ-408.
    Место и обстоятельства гибели Щ-406 неизвестны, но судя по имеющимся архивным материалам Щ-406 погибла либо на мине, или в результате аварии.
    Единственной подводной лодкой Балтийского флота, по- гибшей в 1943 году и имевшей артиллерийский бой с про- тивником, была Щ-408 под командованием капитан-лей- тенанта Павла Кузьмина, что подтверждается последними радиограммами, принятыми с лодки.

    Исходя из осмотра остова подводной лодки Щ-408 мож- но сделать следующие выводы:

  • Всплывая на поверхность ночью 22 мая, командир Щ-408 знал, что вокруг находятся корабли противни- ка и даже имел возможность осмотреть их.
  • Судя по количеству артиллерийских боеприпасов, поднятых на верхнюю палубу, а также поднятому на мостик ППШ, была задача любой ценой продержаться на поверхности моря столько времени, сколько пона- добится для передачи радиограмм.
  • Судя по количеству пробоин в районе рубки и ору- дийных площадок, многие из членов экипажа лодки погибли на верхней палубе в артиллерийском бою.
  • Судя по брошенному на мостике ППШ в районе боль- шой снарядной пробоины, командир лодки Павел Кузьмин, вероятно, погиб в ходе артиллерийского боя.
  • После своего последнего погружения 22 мая и в пе- риод до 25 мая, когда по финским отчетам престали прослушиваться звуки со дна, оставшийся в живых экипаж подводной лодки продолжал бороться за жизнь и как минимум один раз предпринял попытку поднять лодку со дна.
  • Подводникам удалось оторвать от грунта корму лод- ки, но, вероятно, количество пробоин в балластных цистернах и кончающийся запас воздуха высокого давления не позволили поднять Щ-408 на поверх- ность.
  • Повреждения, полученные Щ-408 от глубинных бомб финских кораблей, незначительны и не являются кри- тичными. Основные повреждения лодки были полу- чены в артиллерийском бою с немецкими кораблями.
  • То, что все три люка, через которые возможно было покинуть затонувшую субмарину, не имеют видимых повреждений, но при этом закрыты, говорит о том, что подводники приняли осознанное решение врагу не сдаваться. Присутствие кораблей противника эки- паж лодки осознавал по шумам винтов над головой и периодически сбрасываемым глубинным бомбам.
  • Справка
    Подводная лодка Щ-408
    Краткие характеристики:
    Тип корабля: средняя ДПЛ
    Обозначение проектов: «Щука», Серия X-бис
    Скорость (надводная): 13,6 узлов
    Скорость (подводная): 7,9 узлов
    Глубина погружения: 75 метров
    Предельная глубина погружения: 90 метров
    Водоизмещение надводное: 590 тонн
    Водоизмещение подводное: 705 тонн
    Длина: 58,8 метра
    Ширина корпуса: 6,2 м
    Средняя осадка: 4 метра
    Силовая установка: Дизельный двигатель 38К8, мощность 800 л.с.
    Вооружение:
    Артиллерия 2 x 45-мм орудия 21-К. Боезапас 1000 выстрелов
    Торпедно-минное вооружение носовые ТА: 4×533-мм,
    кормовые ТА: 2×533-мм
    боекомплект: 10 торпед

    О лодке

    1_4_45

    Щ-408 подводная лодка XII серии
    Заложена 23 апреля 1939 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде и 4 июня 1940 года спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в составе учебной бригады ПЛ КБФ в Кронштадте. На корабле подходили к концу монтажные работы. Степень технической готовности субмарины составляла 80 – 82,7%. 10 сентября 1941 года «Щ-408» без проведения испытаний вступила в строй и 22 сентября вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    26 сентября 1941 года при переходе из Кронштадта в Ленинград подводная лодка под командовнием старшего лейтенанта Н.В.Дьякова столкнулась в Морском канале с сетевым заградителем «Онега». В результате аварии на подводной лодке пробит прочный корпус, погнута тумба перископов. Субмарина была вынуждена вернуться на завод и встать на ремонт, а ее командиром стал капитан-лейтенант Кузьмин Павел Семенович.

    22 июня 1942 года, когда лодка стояла у стенки завода № 194, она вновь была повреждена в результате попадания двух снарядов. Через образовавшиеся пробоины внутрь корабля поступила вода. V отсек был затоплен. Второй снаряд нанес повреждения в надстройке. Кораблю снова потребовался ремонт.

    16 октября «Щ-408» перешла в Кронштадт. 25 октября у борта лодки взорвался 210-мм снаряд. Субмарина вновь получила 2 осколочные пробоины в прочном корпусе. 5 членов экипажа субмарины были ранены.

    В свой первый боевой поход лодка вышла только 7 мая 1943 года. 18 мая она покинула Лавенсари. При форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения 19 мая «Щ-408» была обнаружена, обстреляна и повреждена немецким самолетом, а 22 мая она по масляному следу обнаружена и подверглась преследованию сил ПЛО противника в районе зарядки у острова Вайндло. К этому времени у преследователей был израсходован боезапас глубинных бомб, практически полностью потраченный на бомбежку «Щ-303», поэтому десантные баржи из состава 1-й группы 24-й десантной флотилии ограничились сбросом 5 глубинок и легли в дрейф. Вскоре терпение немцев было вознаграждено; подлодка всплыла на поверхность. Оторваться от противника в надводном положении субмарине не удалось. В завязавшемся артиллерийском бою несколько 45-мм снарядов с «Щ-408» поразили баржу «F-188», в ответ немцы добились нескольких попаданий из 75-мм и 22-мм орудий в носовую часть подлодки. За те 10 минут, пока шел бой с «Щ-408» успели передать просьбу о помощи: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое место Вайндло». Вылетевшие с Лавенсари на помощь подводной лодке восемь «И-16» и «И-153» были перехвачены истребителями противника и, потеряв две машины, вернулись на аэродром, не выполнив задачи. Так как это были последние самолеты на острове, командир базы не хотел ими рисковать. Только спустя 8 часов на помощь лодке командование ВВС КБФ выслало десять «Ла-5», но и они, потеряв две машины, не добились успеха.

    Вскоре подошедший к месту боя финский минзаг «Руотсинсалми» и сторожевой катер «VMV-6» поставили точку в драме «Щ-408». После сброса глубинных бомб на поверхности воды появились пятна масла и куски дерева. Противник проводил наблюдение за районом до 25 мая, после чего подводная лодка посчиталась уничтоженной и охота прекращена.

    Вместе с «Щ-408» погибло 40 человек. Именем командира подводной лодки П.С. Кузмина названа улица в Петербурге.

    Дополнительная информация об истории лодки