К списку экспедиций

Поклон-2015

«Экспедиция»

Десятая международная подводно-поисковая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» прошла с 1 по 9 мая 2015 года в акватории острова Гогланд в Финском заливе при поддержке ОАО «АК «Транснефть» и Русского Географического общества. Председатель координационного совета экспедиции – депутат Государственной Думы Российской Федерации, генерал армии Николай Ковалёв.

Район для сканирования дна был определен на основе архивных документов, предоставленных российским историком Мирославом Морозовым. Целью работы был поиск подводной лодки М-95 и других кораблей, погибших во время ВОВ у берегов острова Гогланда.

3 мая 2015 года при сканировании морского дна гидролокатором бокового обзора «Неман-100», предоставленным НИИП им. Тихомирова, у северо-восточного берега острова Гогланд был обнаружен остов подводной лодки, по своим размерам похожей на советские подводные лодки типа М XII серии.

4 мая проведено погружение дайверов с проведением фото и видео фиксации найденного объекта. Условия погружения: глубина по грунту 63 м, грунт – песок с илом, температура воды +2-+3 градуса, видимость около 5 метров.

По результатам обследования выявлено, что на дне лежит остов советской подводной лодки типа М, XII серии. Лодка лежит курсом 320, на ровном киле, практически не утонув в грунте. Весь корпус доступен осмотру. Носовая оконечность лодки смята ударом снизу, область повреждения – от форштевня до уровня крышек торпедных аппаратов. Волнорезные щитки ниш торпедных аппаратов смяты деформацией корпуса. Виднеющиеся в щелях крышки торпедных аппаратов закрыты. Якорь лодки – с правого борта, втянут в клюз. Палуба в районе меча гидроакустики прогнила, и меч провалился в межпалубное пространство. Аварийный буй лодки отсутствует, и его место закрыто листом металла. Единственное орудие лодки, калибра 45мм, стоит в походном положении, ствол заткнут заглушкой.

  • Передняя стенка легкого ограждения рубки обвалилась от коррозии и частично от воздействия рыбацкого трала, останки которого висят на рубке с левого борта. Обломки лежат на верхней палубе между орудием и рубкой.
  • На мостике виден нактоуз с закрытой защитной крышкой, указатель поворота руля, раструб переговорной трубы, заглушенный пробкой, машинный телеграф поверхностного хода, ручка которого стоит в положении «стоп».
  • Люк рубки закрыт, единственный перископ лодки – модель ПЗ, выдвинут примерно на полметра из перископной тумбы, и его линза повернута на нос лодки.
  • В кормовой части лодки обнаружен аварийный люк для выхода экипажа. Люк находится в приоткрытом состоянии, полному открытию люка мешают погнутые леерные стойки.
  • Винто-рулевая группа лодки находится в хорошем состоянии, все рули находятся в положении «ноль», в таком же положении находятся и носовые горизонтальные рули.
  • На основе исторических изысканий достоверно известно, что в Финском заливе погибли и до сих пор не найдены три подводные лодки типа М, серии 12. М-98 погибла в ноябре 1941, М-95 — в июне 1942 и М-96 — в сентябре 1944. Обнаруженный в ходе экспедиции остов не имеет следов противоминной обмотки, появившейся после 1943 года, что готовит о том, что находка датируется более ранним временем. Подводная лодка М-98 последний раз была замечена в районе севернее Таллина, и даже если лодка ушла с позиции и пошла на базу, то маршрут ее движения должен был проходить южнее острова Гогланд, где в 1941 году проходил фарватер между советскими минными полями. Также известно, что на момент гибели М-98 минных полей в районе обнаруженной затонувшей лодки, не было.

    Единственной лодкой из вышеназванных, которой был предписан маршрут движения севернее Гогланда, была ПЛ М-95, получившая задание проникнуть на западный Гогландский плес, обогнув Гогланд с севера, провести разведку местности и условий для боевых действий подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота, попутно атакуя по возможности корабли противника в этом квадрате. Обнаруженный остов «малютки» лежит практически точно на фарватере, который был предписан М-95 для движения на позицию. Местоположение обнаруженной лодки также совпадает с южной оконечностью финского минного поля «Рукаярви Б», выставленном в конце мая 1942 года и состоявшем из немецких мин, снабжённых взрывателем, подрывающим мину, если подводная лодка задевала за минреп.

    Утром 15 июня 1942 года на этом минном поле наблюдателями с финской и с советской стороны был отмечен мощный взрыв (вероятно, детонировали несколько мин).

    Все это дает возможность предположить, что экспедиция обнаружила все-таки М-95, дату гибели которой сейчас можно достоверно указать как 15 июня 1942 года. М-95 подорвалась на мине финского минного поля «Рукаярви Б», не получив, однако, фатальные повреждения. Через носовую переборку в прочный корпус лодки стала поступать вода. В результате близкого взрыва, возможно, часть экипажа и оборудования вышли из строя, что также усугубило положение лодки. Среагировавшие на взрыв мины немецкие и финские корабли провели бомбардировку места гибели лодки, видимо, окончательно добив лодку, хотя следов явных попаданий глубинных бомб в корпус нет, за исключением погнутых леерных стоек.

    В память по экипажу подводной лодки М-95 6 мая 2015 года на острове Гогланд при поддержке Ректора Московской Духовной академии, архиепископа Верейского Евгения (Решетникова), Командующего войсками Западного военного округа, генерал-полковника А.А. Сидорова, командира Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота России, капитана 1 ранга О.В. Журавлёва участниками экспедиции проведена мемориальная акция.
    Для ее проведения было выделено учебное судно Ленинградской военно-морской базы. Церемонию отдания воинских почестей возглавил представитель ЛенВМБ, начальник радиотехнической службы Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота, капитан 1 ранга Д.Н. Алексеев. Архиепископ Верейский Евгений, священники Московской духовной академии и Даниловского монастыря впервые за последние 100 лет отслужили литургию на острове Гогланд.

    Участники 10-й экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» установили мемориальную табличку с именами 20 погибших подводников на подводную лодку М-95. Несмотря на двухбалльный шторм, команда проекта «Поклон кораблям Великой Победы» вышла в точку гибели лодки М-95 и установила табличку и венок на носовое орудие. На корабле Балтийского флота погибшим подводникам отдали воинские почести – моряки возложили венок на воду и произвели салют. Перед этим архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии и священники из Даниловского монастыря отслужили панихиду на палубе военного корабля по погибшему экипажу.
    В мемориальной акции приняли участие:
    Начальник радиотехнической службы ЛенВМБ, капитан 1 ранга Дмитрий Алексеев
    Ректор Московской Духовной академии, Архиепископ Верейский Евгений (Решетников)
    Эконом Даниловского Монастыря, игумен Иннокентий (Ольховой)
    Заместитель председателя Внешэкономбанка Клепач Андрей Николаевич
    Помощник ректора по представительской работе, протодиакон Игорь Михайлов
    Регент хора Московской духовной академии Игумен Никифор (Кирзин)
    Регент хора Московской духовной академии Игумен Нестор (Волков)
    Игумен Дионисий (Шлёнов)

    Команда экспедиции:
    Константин БОГДАНОВ
    Евгений АБРАМОВ
    Ольга АКУЛОВА
    Сумбат АЛЕКСАНДРОВ
    Алексей АРТУШИН
    Иван БОРОВИКОВ
    Алексей ИВАНОВ
    Михаил ИВАНОВ
    Николай КУДРЯШОВ
    Андрей СИНИЦИН
    Евгений ТУТЫНИН
    Дмитрий ЧИСТИЛИН
    Александр ЯКОВЛЕВ

    Скачать отчет об экспедиции

    Справка

    Подводные лодки типа М — «Малютка» — самые малоразмерные подводные лодки в Советском Союзе в период Великой Отечественной войны. Предназначаясь для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника, во вражеских гаванях.
    Конструктором «Малютки» серии XII, к которой принадлежит обнаруженная М-95, стал Петр Иванович Сердюк. Серия состояла из 46 лодок. 28 из них вошли в строй до войны. Балтийский флот получил 9 ПЛ, Черноморский – 10, Северный – 6, Тихоокеанский – 3. Ещё 18 субмарин были переданы флоту уже в годы войны.

    Основные характеристики
    Тип корабля малая подводная лодка
    Обозначение проекта серии VI, VI-бис, XII, XV
    Скорость (надводная) 13 узлов / 14 узлов [1]
    Скорость (подводная) 7 узлов / 7.8 узла
    Рабочая глубина погружения 50 м
    Предельная глубина погружения 60 м
    Автономность плавания 7 суток / 10 суток
    Экипаж 36 человек
    Размеры
    Водоизмещение надводное 157 т / 208 т
    Водоизмещение подводное 197 т / 258 т
    Длина наибольшая (по КВЛ) 36.9 м / 45 м
    Ширина корпуса наиб. 3.13 м / 3.50 м
    Средняя осадка (по КВЛ) 2,58 м / 2.85 м
    Силовая установка
    Дизель-электрическая, одновальная. Дизель 685 л.с. / 800 л.с., электродвигатель 235 л.с. / 400 л.с.
    Вооружение
    Артиллерия 45-мм орудие в ограждении рубки, 195 снарядов
    Торпедно-минное вооружение 2 носовых ТА, без запасных торпед

    О лодке

    1_4_45

    М-95 подводная лодка XII серии
    Заложена 25 декабря 1938 года на заводе № 196 в Ленинграде под стапельным номером 119. 11 сентября 1939 года подводная лодка была спущена на воду, 20 ноября 1939 года вступила в строй, и 12 декабря 1939 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
    Начало Великой Отечественной войны М-95 встретила на Ханко, где незадолго до этого прошла докование. Командовал кораблем старший лейтенант (затем капитан-лейтенант) Федоров Леонид Петрович (вступил в должность командира в декабре 1940 года).
    Субмарина входила в состав 8-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок. В первый день войны М-95 перешла в Палдиски, а затем в Таллин.
    16 июля командующий КБФ вице-адмирал В.Ф. Трибутц приказал выделить часть субмарин 8-го дивизиона в распоряжение Коменданта Береговой обороны Балтийского района (БОБР) генерал-майора береговой службы А.Б. Елисеева.
    19 июля преданные подводные лодки прибыли в Триги, и уже 21 июля М-95 вышла в море для несения дозора в районе острова Рухну. Вечером того же дня при срочном погружении из-за дефекта конструкции клапана газоотвода на лодке залило дизель, и ей пришлось вернуться.
    31 июля М-95 вышла в район Усть-Двинска, но встреч с кораблями противника не имела. Из-за минной опасности (мины были выставлены советской авиацией и сторожевыми кораблями) подводная лодка имела указание не подходить к берегу ближе, чем на 5 миль.
    Утром 6 августа М-95 вернулась в Куйвасте, где, постоянно подвергаясь налетам немецкой авиации (отражено около 40 авианалетов), простояла до 12 августа. 13 августа М-95 перешла в Таллин.
    К концу августа 1941 года положение войск, оборонявших эстонскую столицу, стало критическим, поэтому в Ставке прияли решение об эвакуации частей и кораблей флота, оборонявших базу. В ходе прорыва флота из Таллина в Кронштадт М-95 была включена в состав отряда прикрытия, и 30 августа благополучно завершила переход.
    Опасаясь прорыва гитлеровского флота к Ленинграду, советское командование выделило часть подводных лодок для развертывания на подступах к Кронштадту. Вечером 10 октября М-95 вышла в Навский залив (позиция № 6). В ходе патрулирования лодка 20 раз касалась корпусом о грунт. Кроме того, корабль преследовала череда поломок (четыре раза выходили из строя кормовые горизонтальные рули, потребовался ремонт перископа). Подводная лодка продолжала оставаться на позиции до 19 октября, после чего самостоятельно вернулась в Кронштадт. В этот же день М-95 перешла в Ленинград, где на заводе № 196 («Судомех») встала на ремонт.
    15 декабря 1941 года при стоянке у стенки завода от близкого разрыва авиабомбы подводная лодка получила пробоины в прочном корпусе.
    В ночь с 9 на 10 июня 1942 года М-95 перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе подводная лодка и сопровождавший ее бронекатер «БКА № 212» были обстреляны артиллерией противника. На субмарине обошлось без повреждений, но шедший с подводной лодкой бронекатер получил прямое попадание и понес ощутимые потери в экипаже: двое было убито, пять человек ранено.
    Вечером 12 июня М-95 прибыла на Лавенсари, откуда утром 13 июня вышла в район Западно-Гогландского плеса. Не пробыв на позиции и суток, подводная лодка разрядила торпедные аппараты по стоящему на камнях еще с 1941 года транспорту «Шауляй» (Пптоплен в ходе Таллинского прорыва германской авиацией 29 августа). Оставшись без боезапаса, подводная лодка вынуждена была вернуться на Лавенсари.
    Загрузив торпеды, 14 июня 1942 года М-95 снова вышла в море – в последний раз. На следующий день наблюдательные посты противника на острове Гогланд и советские на острове Лавенсари, а так же катера дозора отметили большой силы двойной подводный взрыв по маршруту следования подводной лодки. 16 июня по появившемуся на месте катастрофы масляному пятну финские ВВС осуществили бомбометание. Само масляное пятно в этом месте держалось до 11 июля 1942 года.

    Дополнительная информация об истории лодки