К списку экспедиций

Поклон-2012

Правда о правде

В 2010 году была болгарскими дайверами была сделана находка, имеющая прямое отношение к истории России и российского флота и требующая отдельного внимания. У берегов Болгарии в районе Варны найдены фрагменты русского миноносца времён Первой мировой войны «Лейтенант Пущин», который погиб от подрыва на мине в 1916 году. Болгарским дайверам удалось не только расчистить название на борту корабля, но и поднять одно из его орудий. Когда появилась информация об этой находке, благодаря большим усилиям известного военного историка, писателя Константина Стрельбицкого, удалось установить полностью список всего экипажа. Хорошо известна история этого миноносца и человека, в честь которого он был назван. Эта история причудливым образом переплетена с историей Болгарии, России, Украины и Белоруссии!

«Лейтенант Пущин» — именно тот русский миноносец, который первым атаковал немецкий линейный крейсер «Гебен», когда тот пришел бомбить Севастополь в 1914 году. Далее миноносец активно воевал в Чёрном море и, выйдя в разведку к берегам Болгарии, подорвался на болгарской мине, разломился пополам и затонул. Погибли более 70 моряков, а 14 человек из экипажа попали в плен.

Совместно с Константином Стрельбицким и Михаилом Заимовым из BSTD была проведена архивная работа по уточнению исторических фактов, а также начаты поиски потомков, родственников тех моряков.

Такие находки показывают, что мы обязаны уделять внимание не только подвигам героев Великой Отечественной войны, но и вспоминать и ценить подвиги моряков русского императорского флота Первой мировой войны. Миноносец «Лейтенант Пущин» достоин того, чтобы была проведена ещё одна, отдельная российско-болгарская подводная поисковая экспедиция, и церемония отдания воинских почестей морякам этого корабля.

В рамках фестиваля «Золотой Дельфин-2011» была достигнута договорённость между Оргкомитетом экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» — 2011, Русским Географическим обществом (РГО) и Российской подводной федерацией (РПФ) о совместной работе на эскадренном миноносце «Лейтенант Пущин». Соответствующие переговоры провели Председатель регионального отделения РГО в Республике Татарстан, руководитель Центра подводных исследований Дмитрий Шиллер, зам. председателя Научного комитета РПФ Алексей Чеботарев, специальный представитель РПФ Михаил Школьников, руководитель проекта «Поклон Кораблям Великой Победы» Константин Богданов и председатель Комиссии подводной спелеологии РПФ Андрей Горбунов.

В рамки этого уникального комплексного поискового проекта, который получил название «Лейтенант Пущин: человек и корабль», вошла и мощная культурно-историческая составляющая, связанная со множеством мероприятий, проходящих на родине древнего дворянского рода Пущиных на территории Беларуси в поселке Паричи. Это позволило полнее открыть величие подвига моряков, найти все факты в боевой и семейной биографии замечательного моряка-героя, лейтенанта Российского Императорского флота Леонида Петровича Пущина, именем которого и был назван корабль времен Первой Мировой войны.

В Беларуси в родовом гнезде Пущиных прошли съёмки полнометражного фильма «Лейтенант Пущин: Человек и корабль». Дайверы-поисковики заложили капсулу с грунтом с места гибели эсминца, была установлена памятная доска об этом событии, а во время торжественной церемонии была отслужена православная панихида по погибшим морякам. Также настоятель местной церкви святой равноапостольной Марии Магдалины Гомельской епархии о.Евгений освятил памятную доску с именами павших на эсминце моряков (75 человек) для установки её на дне моря на погибшем корабле

Ещё одной особенностью экспедиции стало то, что международная команда дайверов-поисковиков из России, Украины, Болгарии и Белоруссии отправилась в августе 2011 года к месту погружений — на болгарское побережье Чёрного моря — в составе авто-мотопробега с участием автомобильных и байкерских клубов, и совместно с командами Военно-морского флота России и ВМФ Болгарии.

Стартовали из Москвы, от Триумфальной арки. 23 августа команда экспедиции «Поклон кораблям Великой победы», преодолев около 1500 километров, остановилась в Севастополе, чтобы привести в порядок захоронение матросов с эсминца «Лейтенант Пущин» на знаменитом Братском кладбище.

Как гласит надпись на старом могильном камне, «нижние чины» эскадренного миноносца погибли в 1914 году, на два года раньше, чем было потоплено судно. Команда экспедиции совместно с моряками Черноморского флота обновила надгробие.

«Сегодня сюда пришел экипаж большого противолодочного корабля «Керчь». Он входит в состав тридцатой дивизии надводных кораблей, которая является правопреемницей эскадры Черноморского флота, в которую входил эскадренный миноносец «Лейтенант Пущин», — рассказал начальник отдела по работе с личным составом Черноморского флота, капитан первого ранга Андрей Палий. — Символично и то, что погружение на погибший эсминец будет совершаться также с корабля тридцатой дивизии «Цезарь Куников». От имени командования Черноморского флота хочу выразить благодарность за организацию экспедиции по увековечиванию памяти погибших кораблей. Это святое дело. Я знаю, что недавно вы нашли подводную лодку «Л-24», затонувшую во время Великой Отечественной войны, и определили имена оставшихся там моряков. Благодаря вам родственники знают, где погибли их близкие и где можно им поклониться…»

После торжественных слов моряки и участники проекта привели в порядок территорию вокруг памятника, а затем покрасили золотой краской выбитые на нем буквы. К ним присоединялись все пришедшие к мемориалу люди.

Затем экспедиция взяла курс на Варну. 26 августа в Варненскую бухту зашли суда-участники черноморской группировки военно-морского сотрудничества Black Sea FOR. Среди них большой десантный корабль ВМС России «Цезарь Куников», которому предстоит доставить команду проекта «Поклон кораблям Великой Победы» к месту гибели эсминца «Лейтенант Пущин».

Участники экспедиции разделились на две группы. Первая во главе с руководителем экспедиции Константином Богдановым, командиром подводного исследовательского отряда РГО Дмитрием Шиллером и председателем научного комитета Федерации подводного спорта России Алексеем Чеботаревым отправились на «Цезарь Куников», чтобы встретится с руководителями морских ведомств Болгарии и России.

Сразу же после швартовки судна на его борту членов экспедиции приняли генеральный консул РФ в Варне Юрий Соловьев, командир корабля «Цезарь Куников», капитан второго ранга Сергей Ларчук, командующий учениями Black Sea FOR Юрий Земский, а также представители ВМФ Болгарии. На встрече обсуждался план торжественной церемонии поминовения экипажа эсминца «Лейтенант Пущин», которая состоится 29 августа в море, над местом гибели миноносца. Поскольку в этой необычной панихиде будут задействованы военные корабли двух стран, а также российские общественные организации «Поклон Кораблям Великой Победы» и «Русское географическое общество», потребовалось тщательное согласование совместных действий.

Пока первая группа решала стратегические задачи, вторая занималась подготовкой снаряжения. Для того, чтобы аквалангисты могли без промедления начать подводную работу, необходимо проверить и подготовить множество вещей, учесть специфику погружений.

На Черном море далеко не такие идеальные и комфортные условия, как, например, на Красном. Даже летом на глубине здесь очень холодная вода. Случается, что термоклин поднимается очень высоко, до 6 метров, то есть на поверхности вода имеет температуру 21-22 градуса, после шестиметровой глубины опускается до 12 градусов, а на пятнадцати метрах достигает 6-7 градусов. Из-за этого человек ощущает сильный физический стресс. Добавьте к этому плохую видимость, которая в некоторых частях Черного моря не превышает полутора-двух метров, и вы поймете: спуск на 30-метровую глубину в Черном море равен ста метрам в Красном. «Лейтенант Пущин» лежит примерно на 40…

Из небольшого дайв-центра, расположенного на Старом канале в исторической части Варны, которым руководит болгарский участник команды, курс-директор PADI Стефан Марков, открывается великолепный вид на Старый мост, соединяющий северную и южную части города и варненский порт. В первый раз на разведку, чтобы не заставлять маневрировать по бухте военные суда, дайверы вышли в море на рыбачьем судне «Святая Анна».

В течение трех дней участники экспедиции занимались обследованием и подводной съемкой эсминца. Эсминец лежит примерно в 11–12 милях от берега, в открытом море, на месте, не защищенном от ветров берегами бухты. Погода не способствовала выполнению намеченных задач – дул северо-западный ветер, худший из всех, какие бывают в Варненской бухте, начался трехбалльный шторм. Из-за этого приходилось ежечасно корректировать график погружений, рабочих встреч и официальных мероприятий. В порт вернулись все рыболовецкие суда.

Временами видимость под водой не превышала полутора метров, а вход в воду и выход аквалангистов на поверхность были опасны для их жизни. Между руководителями экспедиции даже возник спор: один считал, что не стоит подвергать людей излишнему риску, другой был уверен, что главное – это выполнение целей, ради которых команда прибыла в Варну. И в итоге погружения решили не прекращать.

Лучшим временем для подводных исследований стал последний день экспедиции, 29 августа. Море слегка успокоилось, а видимость улучшилась настолько, что аквалангисты смогли рассмотреть эсминец почти целиком. Отлично просматривалась кормовая часть, торпедные аппараты, люки, ведущие в корпус корабля. Как и ожидали, столкнулись с сильным придонным течением, однако смогли сделать все, что запланировано: установили памятный знак с именами членов экипажа на кормовую часть. Теперь под водой есть памятник погибшим морякам. Историческая справедливость восстановлена.

В 13 часов по местному времени в море над местом, где покоится «Лейтенант Пущин», началась церемония, для участия в которой пришли большой десантный корабль ВМС России «Цезарь Куников» и болгарский минный тральщик «Прибой». На борту последнего находился генеральный консул России в Варне Юрий Соловьев, военный атташе РФ в Болгарии Александр Ситников и другие официальные лица.

Корабль, на котором находилась команда экспедиции, бросил якорь над тем самым местом, где затонул «Лейтенант Пущин». «Цезарь Куников» и «Прибой» обошли его с двух сторон и встали по бокам. На двух судах служили панихиду, а на большом десантном корабле началась церемония отдания воинских почестей. Присутствовавшие почтили память погибших на эсминце минутой молчания, после чего на воду был спущен венок.

Факты

Константин Стрельбицкий:
В истории отечественного флота были единичные случаи, когда боевой корабль называется именем здравствующего героя. Именно такое уникальное событие произошло, когда эскадренный миноносец Российского императорского флота в 1907 году был назван «Лейтенант Пущин». Из рода Пущиных вышли многие замечательные люди, среди которых георгиевский кавалер лейтенант Леонид Петрович Пущин (Пущин 3-й) выделяется своим беспримерным подвигом как капитан минного катера, совершивший одну из первых в истории нашего флота успешную минную атаку с применением контактных шестовых мин. Чтобы привести в действие это оружие, морякам необходимо было вплотную, на расстояние 6 метров (!), приблизиться к вражескому кораблю и подорвать мину. Именем Леонида Петровича и был назван славный боевой корабль времён Первой мировой войны. Впоследствии Леонид Петрович Пущин служил в дипломатической миссии в Сеуле, затем командовал портом Феодосия и завершил свою военную карьеру капитаном первого ранга. В преддверии 100-летия Первой Мировой войны мы попытаемся начать новую страницу героической истории России.

Братское кладбище, г. Севастополь
Братское кладбище — священное место города моряков, мемориал в честь воинов, погибших во время первой обороны Севастополя в 1854-1855 годах. Оно расположено на холме, вершину которого венчает величественный храм в честь Святителя Николая. Сложно создать более аскетичный, сдержанный и в то же время выразительный памятник. Архитектору А.А. Авдееву и художникам М.Н. Васильеву, А.Е. Корнееву и А.Д. Литовченко удалось воплотить в нем мужество, верность своему долгу и скорбь утраты. Строительство мемориала началось в 1856 году и продолжалось до 1870 года. На кладбище покоятся моряки, в разное время погибшие на службе отечеству, в том числе на линкоре «Новороссийск», подводных лодках »Комсомолец», «Курск», «Щ-208», и несколько матросов с «Лейтенанта Пущина».

Black Sea FOR
В состав черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия Black Sea FOR, образованной в 2001 году, входят Россия, Украина, Болгария, Румыния, Турция, Грузия.

Основная задача многонационального соединения — поиск и спасение терпящих бедствие судов, срочная доставка гуманитарных грузов, борьба с нарушителями экологии, обезвреживание взрывоопасных предметов. Для того, чтобы отточить навыки совместной работы, на Черном море регулярно проводятся учения объединенной эскадры.