К списку экспедиций

Поклон-2010

Морским охотникам слава!

Шестая международная экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» проходила в сотрудничестве с Федерацией подводного спорта России и Пограничной службой ФСБ РФ. В планах, кроме поисков новых объектов, была попытка найти судовые документы на открытых в прежних экспедициях боевых кораблях типа «Малый Морской охотник» МО-4.

При обследовании новых точек, которые были разведаны в течение минувшего года, со дня 5-й экспедиции, удача улыбнулась поисковикам: найдет неизвестный до сих пор погибший самолёт. Эта находка стала результатом огромной подготовительной работы, которая ведется дайверами экспедиции в течение всего года и в канун праздника Великой Победы концентрируется в виде мемориальных подводных акций. Эту работу вел известный поисковик, глава клуба «Ростов-dive» Роман Дунаев, ему и посчастливилось первому выйти на это новую находку. Попытки идентифицировать его марку сходу натолкнулись на технические проблемы: самолёт сильно зарос, заилен, так что очищено только крыло, найдена красная звезда в белой окантовке, чтобы убедиться, что это — советский самолёт.

Роман Дунаев:
Во время предварительных поисковых работ осенью прошлого года и весной нынешнего, мы много раз проходили этот район вблизи мыса Мысхако гидролокатором бокового обзора (ГБО) и на всякий случай заносили все без исключения так называемые «подозрительные» метки, которые давал локатор. И сейчас решили осмотреть одну из таких точек, так как находились недалеко. И нам улыбнулась удача: на глубине 40 метров мы увидели самолет. Для идентификации его типа я первым делом расчистил левое крыло и обнаружил хорошо сохранившуюся красную звезду в белой окантовке. Расчищая дальше крыло, обнаружил, что оно во многих местах прострелено. Шасси самолета сложены, а винт сломан, лопасти загнуты, значит истребитель упал в море в полете — скорее всего, был подбит. Кабина одноместная, фонарь истребителя открыт, наверное, пилот покинул машину с парашютом. Наиболее показательным для идентификации типа самолета был вид носа — и мы искали, какой он: острый, как у «Яка» или тупой как у «Ла» или «И-16». Так вот, сейчас можно сказать, что нос истребителя тупой, так что это точно не «Як».

При попытке расчистить приборную панель и поверхность корпуса в носовой части на прицеле найден шильдик «made in usa», а учитывая, что, по словам Романа Дунаева, «сам нос самолёта тупой», то есть вероятность, что найденный экспедицией самолёт — это «Танберболт» Р-47 или Р-40 «Киттихоук», которые поставлялись в СССР по ленд-лизу. Другие американские самолёты-истребители, такие как «Аэрокобра» Р-39, или «Харрикейн», или «Спитфайр», имеют выраженную острую носовую часть. Задача окончательно идентифицировать найденный самолёт возлагается на летние погружения участников экспедиции, а также есть необходимость посмотреть в архивах — на каких самолётах воевали в районе Новороссийска советские авиационные соединения в годы войны.

Кроме того, обнаружены «подозрительные» остатки корабля в одной из точек, на которые команда вышла с помощью гидролокатора бокового обзора (ГБО). Уточнение этой находки — также возлагается на летнюю кампанию.

Дайверы экспедиции провели для ветеранов города Новороссийска торжественную церемонию с возложением венков на воду на местах гибели кораблей во время Великой Отечественной войны. Ветераны на двух боевых кораблях Пограничной службы ФСБ РФ вышли в море.

Затем состоялась очень красивая и сложная в техническом отношении акция. Две группы водолазов установили на дне, на погибших «малых Морских охотниках» МО-4, памятные таблички. А затем зажгли на поверхности сигнальные факелы, чтобы указать, где лежат погибшие корабли и их геройские экипажи. Православный священник отслужил панихиду, прозвучал оружейный салют.

Сложность подводной операции состояла в том, что корпуса погибших «Морских охотников» лежат на разных глубинах — от 35 до 50 метров — и водолазам пришлось одновременно работать в совершенно разных условиях. Эти действия были тщательно отрепетированы, а уровень подготовки дайверов соответствовал поставленной задаче.

В поисках С-34

В сентябре продолжила свою работу российско-болгарская экспедиция по поиску советской подлодки С-34, погибшей у берегов Болгарии в ноябре 1941 года.

Благодаря помощи Министерства иностранных дел России и Посольства России в Болгарии, поддержке председателя комитета Госдумы РФ по делам ветеранов Николая Ковалёва, при содействии Российской подводной федерации (РПФ) и многих других общественных организаций Болгарии и России дайверы получили официальные разрешения болгарской стороны для проведения новой подводной поисковой экспедиции. Впервые в истории российско-болгарских отношений такие масштабные поисковые работы были проделаны силами общественных организаций.

В качестве партнёра в экспедицию приглашены специалисты НИИ приборостроения имени В.В.Тихомирова из города Жуковский. Они являются разработчиками и производителями уникальных гидролокаторов бокового обзора и приборов профилирования морского дна. С их помощью надеялись не только найти место гибели лодки, но и другие места кораблекрушений у побережья Болгарии, которые могут представлять интерес не только для погружений дайверов, но и для научной исторической археологии.

Накануне экспедиции в международной прессе появились сообщения, что в болгарских водах, в районе Варны обнаружена та единственная не найденная до сих пор у болгарского побережья советская подводная лодка С-34 серии IX-бис «Сталинец». Специально для проверки этого сообщения партнёры экспедиции — поисковая команда BSTD («Black Sea Technical Diving»), в составе рекордсмена мира Росена Желязкова, Владимиря Явашева и Михаила Заимова, совершила длительное погружение на вновь найденный объект. Была проведена полноценная фото- и видеосъёмка объекта, рулеткой проведены обмеры найденных частей. В связи с этим с полной уверенностью можно утверждать, что найденный на дне Чёрного моря объект — это вовсе не советская субмарина С-34, а немецкая подводная лодка времён Первой мировой войны UB-7. Известно, что в черноморских водах пока ещё не найдены две лодки той поры — это были UB-7 и UC-15 германской армии. Так был снят вопрос об одной из них. Найденная подводная лодка разломана на две части, общая длина ее составляет 28 метров. Это очень далеко до размеров советской лодки С-34, длина которой — 77,7 метра. Обнаруженное на борту орудие также мелкого калибра — не более 37-38 мм, именно такое устанавливалось в пору Первой мировой войны на германских субмаринах, в то время как на С-34 стояла 100-миллиметровая пушка. Однако это действительно уникальная находка – военные историки считали, что эта UB-7 должна лежать на дне моря где-то вблизи Севастополя.

ри обследование морского дна был использован новейший гидролокатор типа «Неман». Работами руководил начальник лаборатории гидроакустики НИИП Евгений Тутынин. В результате были обследованы около 400 квадратных километров морского дна, найдены 75 так называемых «подозрительных» точек, но искомого объекта — большой 77-метровой подводной лодки или её обломков — пока не нашли. Среди находок оказались 2 больших минных поля, в отношении которых нельзя точно сказать, разминированы они или нет.

Михаил Заимов, дайвер команды BSTD:
Впервые столь масштабные подводные поиски, с применением такого большого количества технических средств, велись общими усилиями дайверов наших двух стран. Даже учитывая, что саму советскую подлодку «С-34» пока найти не удалось, без сомнения все материалы подводных работ являются весьма ценными и для болгарских подводных археологов, и для учёных и технологов России и Болгарии. Много новых неожиданных объектов обнаружено и многие достойны более детального обследования в ближайшем будущем.

Вскоре погода совсем испортилась. Кроме того, стало понятно, что столь масштабные работы невозможно вести только финансовыми силами Российской подводной федерации (РПФ) и болгарской поисковой группы BSTD — необходимо привлечение основательного мощного спонсора, чтобы не останавливаться на достигнутом.

Константин Богданов:
В 2010 году экспедиция отметила 6 лет с начала своих поисков (с 2005 года), в 2010-м сделано очень много и мы можем гордиться результатами. Во-первых, в нынешнем сезоне продолжались поиски подводной лодки С-34 и мы с удовольствием отмечаем, что благодаря нашей инициативе и большому вниманию средств массовой информации к этой теме, ожила и приобрела новые силы память о погибших героях-моряках времён Великой Отечественной войны. История советских подводников и, в частности, лодки С-34, привлекает внимание различных поисковых организаций Болгарии, и её поиски ведутся весьма интенсивно, хотя и не всегда в сотрудничестве с российской стороной.
Во-вторых, в 2009 году, после завершения работ на подлодке Л-24 наша экспедиция высказала мысль о необходимости установки на болгарском берегу памятника всем пяти экипажам подводных лодок, погибшим в годы Великой Отечественной войны у берегов Болгарии. Эта инициатива не только была поддержана российскими официальными органами, но и нашла отклик среди наших соотечественников, благодаря чему теперь в районе болгарского города Созополя есть памятник, у подножья которого установлены пять плит с номерами наших подлодок и полными списками экипажей.

Факты

С-34

С-34 погибла возле берегов Болгарии, и 14 ноября 1941 года на болгарском побережье в 3 километрах южнее Созополя были найдены тела двух подводников в гидрокостюмах и приборах ИСА-М из экипажа С-34: помощника командира лодки старшего лейтенанта Виолета Лаврентиевича Душина и боцмана главного старшины Фрола Дмитриевича Терехова. При каких обстоятельствах погибла субмарина и почему только эти два человека покинули лодку, до сих пор остаётся загадкой. Скорее всего, люди погибли при аварийном всплытии с затонувшей субмарины. Больше никаких данных о пропавшей лодке и погибшем экипаже (51 человек) нет. Сегодня С-34 — последняя до сих пор не найденная советская субмарина времён Великой Отечественной войны, которая погибла у болгарских берегов.