К списку экспедиций

Поклон-2008

65-летию Новороссийска

Четвёртая международная подводная поисковая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы-2008» посвящалась 65-летию освобождения города-героя Новороссийска от фашистских захватчиков и прошла под патронатом Комитета по делам ветеранов Госдумы России. В ходе ее 18 дайверов — члены Российской Подводной федерации и их украинские коллеги — осуществляли поиски на дне Черного моря по маршруту Туапсе — Геленджик — Новороссийск.

Сразу две находки в один день: такого подарка судьбы не ждали! В двух погружениях подряд — утром и днём 3 мая 2008 года участники экспедиции вышли на дне Чёрного моря на неизвестные до сих пор корабли, погибшие в боях Великой Отечественной. Но конечно же, этот подарок судьбы тщательно готовился: была серьёзная разведка в ноябре 2007-го, которая и дала сейчас результаты…

Тогда, глубокой, холодной осенью 2007-го в акватории вблизи Новороссийска, легендарной Малой Земли, участники экспедиции «Поклон Кораблям Великой Победы» появились с мощнейшим, самым современным гидролокатором бокового обзора. Руководил разведкой постоянный участник команды, опытнейший инструктор из Ростова-на-Дону, Роман Дунаев. Удалось осмотреть немалую площадь дна Чёрного моря на доступных дайверам глубинах до 50-60 метров. В итоге колоссальной работы были выделены четыре возможные точки. Но в ноябре, в жуткий холод, погружения были невозможны. Отложили, естественно, на праздничную акцию мая 2008 года.

Именно по этим координатам 3 мая ныряльщики Российской Подводной федерации отправились на своём экспедиционном судне «Агат». Спустились под воду и глазам своим не поверили!

Оба обнаруженных погибших во время войны корабля принадлежат к типу «Малый Морской охотник».

Первый из них лежит на большой глубине — около 50 м, и чтобы достигнуть его, использовали специально подготовленные азот-гелий-кислородные дыхательные смеси. Корабль сильно разрушен взрывом. Рядом лежит отброшенная пушка и нактоуз с корабельным компасом. В ходе осмотра в рубке обнаружен капитанский ящик для документов, но сразу поднять его на поверхность не удалось.

Второй корабль обнаружили на глубине около 30 м в районе легендарной Малой земли. Корабль очень сильно разрушен взрывом, и хорошо сохранилась только пушка калибра 45 мм на становом шпангоуте.

На оба найденных корабля установили памятные таблички и венки, отдавая дань памяти погибшим на них морякам.

Морской охотник, тип МО-4

Разработка проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морпогранохраны, а в военное время — для борьбы с подводными лодками противника.

Группа конструкторов под руководством Л. Л. Ермаша спроектировала первый вариант катера, названного МО-2. Строительство 36 катеров данного проекта завершилось в 1936 году.

В этом же году появился более совершенный катер типа МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100 мм ниже. Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 «морских охотника».

Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников, но высокие качества — мореходность, скорость, маневренность — открыли им широкую дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они стали истребителями подводных лодок, знаменитыми «морскими охотниками».

Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым — бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну, «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера — все это было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и это не раз спасало их экипажи от верной гибели.

Великая Отечественная война расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны эти корабли несли различную боевую службу. «Морские охотники» высаживали десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами фашистов и их самолетами. Наконец, МО охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные лодки до точки погружения и встречали их после похода.

MO-4

Тактико-технические данные:

Водоизмещение: 56 т
Длина — 26,9 м
Ширина — 4,02 м
Осадка — 1,48 м
Скорость полного хода: 26 узлов
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах
Силовая установка: три бензиновых двигателя ГАМ-34, 2250 л.с.
Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа «Р-1» или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел.