К списку экспедиций

Поклон-2007

Сезон открытий

Третья экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» прошла вблизи Тамани, Анапы и Новороссийска. На поисковом судне «Агат» 25 дайверов из России и Украины начали погружения на погибшие суда времен Великой Отечественной Войны.

Константин Богданов: «Главная наша цель — попытаться идентифицировать те лежащие на дне Черного моря корабли, которые были в течение минувшего года найдены дайверами Разведывательно-водолазного клуба России. Мы также собрали данные от рыбаков по многочисленным зацепам тралов на известном в истории судовом ходу № 29, так что надеемся открыть и совсем новые объекты».

Кроме того, дайверы лелеяли давнюю мечту обнаружить-таки советский эскадренный миноносец «Смышленый», который погиб в этом районе со всем экипажем в марте 1942 года. Местонахождение этого новейшего по тем временам корабля до сих пор не известно.

В ходе погружений вблизи Таманского полуострова, в 20 км от берега, обнаружен самолет Ил-2, местонахождение которого до сих пор было неизвестно.

Сумбат Александров, технический руководитель погружений, президент Молодежной организации «Кубанский подводный проект»: «Как специалист военной истории могу подтвердить, что самолетов Ил-2 в такой хорошей сохранности найдено под водой за все годы после войны всего несколько экземпляров. Но должен подчеркнуть, что сегодняшняя колоссальная удача экспедиции — это результат годичной предварительной подводной разведки: ее вели наши дайверы — участники молодежной организации «Кубанский подводный объект». И вот теперь мы пожинаем плоды долгой подводной работы. Мы проанализировали сотни сообщений местных рыболовецких судов, которые указывали на зацепы тралов в тех или иных точках акватории района. Вот одна из таких точек и стала победной: в ней и нашли наш самолет Ил-2».

Ил-2 превосходно сохранился: у него целые крылья, стерта лишь верхняя маскировочная краска, видна белая грунтовка, цела кабина пилотов, на месте двигатель, лишь чуть-чуть погнут пропеллер. Сначала показалось, что модификация этого самолета одноместная, но следующие исследования показали, что самолет двухместный. Верхняя откидывающая часть кабины на месте, поэтому есть веские основания, что оба летчика, и пилот, и стрелок-радист, погибли вместе с самолетом.

Анна Аржанова, глава оргкомитета нынешней экспедиции, президент Российской подводной Федерации, мастер спорта: «Условия для погружений на самом деле были очень сложными, сильный ветер и волнение, видимость на глубине не более 5 метров. В очередной серии погружений на глубину отправились самые опытные: это руководитель проекта «Поклон Кораблям Великой Победы» Константин Богданов и технический лидер погружений Сумбат Александров. Им и удалось в совместном поиске найти самолет».

По установившейся традиции участники экспедиции установили на найденном Ил-2 мемориальную табличку в память о погибших героях и возложили на глубине памятный венок.

Намеченное погружение на транспортное судно «Кола», лежащее на траверзе мыса Железный Рог, неожиданно преподнесло сюрпризы. Данный корабль отмечен в известном «Атласе затонувших кораблей Черного и Азовского морей». Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что корабль «вовсе не тот».

Константин Богданов: «Мы говорим о совершенно новом неизвестном объекте. До недавнего времени мы ныряли на него с твёрдой уверенностью, что это транспортное судно «Кола», которое погибло в этих водах предположительно в 1943 году. Однако постепенно нам удалось собрать множество данных, подтверждающих, что этот наш объект значительно отличается от «Колы». Во-первых, мы поняли, что он более поздней постройки, чем найденный в архивах 1906 год строительства «Колы». В конце XIX — начале XX веков суда такого типа строили со множеством медных, латунных деталей. Практически все внешние элементы корпуса и внутренних помещений были латунными, имели округлые формы и отличались изяществом, как то было в традициях торгового судостроения до XX века. Но на нашем подводном объекте ничего такого нет, многократные поиски не обнаружили ни единой детали подобного рода. Во-вторых, если это транспортное судно было реквизировано для нужд войны, то на нём обязательно бы поставили хотя бы пару пушек небольшого калибра или пулемётов. Но никаких признаков вооружения мы не нашли. Конечно, остаётся ещё неприятная версия, что этот корабль был ограблен так называемыми «чёрными рэкерами», которые ныряют исключительно за историческими раритетами и тем более за образцами вооружения, но мы очень сомневаемся, чтобы они вместе с пушками или пулемётами собрали с корабля и все медные детали. Да и местоположение объекта очень разнится от указанного в архивах. Слишком всё не сходится! Поэтому мы и утверждаем, что ранее считавшийся судном «Кола» этот подводный объект не является».

Основные итоги экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы»-2007 на Пресс-конференции в яхт-клубе Форт Утриш подвела Руководитель оргкомитета, президент Российской Подводной федерации, президент Спортивного комитета Всемирной конфедерации подводной деятельности (КМАС) Анна Аржанова:
«За время работы нынешней экспедиции наше экспедиционное судно АГАТ совершило 12 рейсов в разные акватории Чёрного моря от мыса Железный Рог вблизи Таманского полуострова до Новороссийска. 25 дайверов из России и Украины провели подводные поисковые работы на глубинах от 18 до 36 метров, обследовав около 30 точек, определённых в результате предварительной разведки этих районов. Итогом стали два уникальных открытия: во-первых, самолёт Ил-2 времён Великой Отечественной войны, который очень хорошо сохранился и местоположение которого до сих пор был совершенно неизвестно военным историкам и подводным археологам. Во-вторых, открыто неизвестное судно, погибшее во время войны от подводной мины, которое ранее считалось кораблём типа КОЛА 1906 года постройки, но в результате наших исследований эта версия не подтвердилась. Так что это судно — наше второе открытие в ходе данной экспедиции. Жаль, что нам не удалось исполнить ещё одну свою мечту и найти эскадренный миноносец «Смышленый», который погиб в этих водах в марте 1942 года, но мы обследовали множество подозрительных точек на морском дне, что что вероятность его открытия в ближайшем будущем значительно выросла!»

Участники экспедиции завершили свою акцию встречами с ветеранами Великой Отечественной войны в городе-герое Новороссийске, где в Доме Офицеров Флота дали концерт, показали свой документальный фильм по итогам подводных поисков, вручили бывшим фронтовикам сувениры и цветы.

Поисковый триумф

В июле экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» вновь направилась в Новороссийск. Целью был поиск судна типа «Морской охотник», который был обнаружен в мае на глубине 46 метров. 10 июля, после серии подводных работ, был обнаружен и поднят на поверхность ящик с судовыми документами.

Владислав Бунтыло технический руководитель погружений, инструктор разведывательно-водолазного клуба: «Судно почти полностью закрыто илом. Корма его оказалась сильно разрушенной, а ходовая рубка выгорела. Ящик с документами располагался возле штурвала, который оказался совершенно разрушенным».

Константин Богданов: «Предварительный анализ показал, что если судовые документы остались на месте, то значит экипаж корабля погиб вместе с судном. Документы обгорели по краям, но в целом в удовлетворительной сохранности. Находка была помещена в контейнер с морской водой и доставлена на берег в Новороссийск. На машине его доставили в Москву, где его уже ждали специалисты-реставраторы».

Первые результаты исследований судовых документов погибшего в годы Великой Отечественной войны боевого катера типа «Морской охотник» представил начальник кафедры исследования документов Университета Министерства внутренних дел РФ полковник милиции, кандидат юридических наук Василий Федорович.

По словам специалиста, «судовой журнал за эти 65 лет нахождения в морской воде превратился практически в единый бесформенный блок, так что приходится работать сверхосторожно». Реставраторы применили современные цифровые методы неразрушающей расшифровки, но даже они помогают только там, где записи проводились грифельным карандашом. Информация с титульных листов судового журнала, которые были заполнены чернильной ручкой, видимо, ещё в канцелярии на базе при выдаче документа, были утрачены. Некоторая часть листов обгорела в том последнем бою.

В лаборатории провели отделение листов и оторванных частей каждого листа одного от другого и осуществили процесс так называемой «медленной» сушки. Не менее недели потребовалось на восстановление листов и одновременно составлялись в осмысленный текст обрывки записей с каждого кусочка.

Василий Федорович: «Конечно же, очень редко к нам попадают такого рода документы времён Великой Отечественной войны. Но есть базовые методики работы с поднятыми из-под воды бумагами и есть наши собственные наработки, так что мы не сомневаемся, что узнаем и имена членов экипажа этого «Морского охотника» и его боевой путь. Узнаем и место, и дату гибели судна. По своему опыту скажу, что на войне всякое бывало и чудеса бывали, так что не отметаем пока и мысли, что кто-то из членов экипажа мог остаться в живых. А когда узнаем фамилии капитана и его соратников, то с помощью поисковиков экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» конечно же найдём их родственников, наследников».

Тем временем дайверы — участники экспедиции – продолжили погружения на дне Чёрного моря, обследуя другие суда типа «Морской охотник». Сейчас известно местонахождение ещё трех таких боевых кораблей. Все они лежат на дне моря в районе города-героя Новороссийска.

Находки

ИЛ-2 (1942)

В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 являлся уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших тогда стран. За время Второй мировой войны самолетов этого типа было выпущено больше, чем любого другого (36 163 машины). Являясь основной ударной силой советской авиации, штурмовик Ил-2 сыграл выдающуюся роль в войне и оказал заметное влияние на ход боевых действий на советско-германском фронте.

Летно-технические характеристики:
Размах крыла: 14,6 м
Длина самолета: 11,6 м
Площадь крыла: 38,5 м2
Мотор: АМ-38
Масса:
    нормальная взлетная: 5670 к
    максимальная взлетная: 5879 кг
Максимальная скорость:
    у земли: 391 км/ч
    на высоте: 416 км/ч на 2350 м
Дальность с бомбовой нагрузкой: 740 км
Бомбовая нагрузка:
    нормальная: 400 кг
    максимальная: 600 кг
Вооружение:
    пулеметы: 2
    пушки: 2
    реактивные снаряды: 8
Экипаж: 2 чел.

МОРСКОЙ ОХОТНИК

Водоизмещение: 56 т
Длина: 26,9 м
Ширина: 4,02 м
Осадка: 1,48 м
Скорость полного хода: 26 узлов
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах
Силовая установка: три бензиновых двигателя ГАМ-34, 2250 л.с.
Вооружение: 2х1 45-мм артустановки, 2х1 12,7-мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа «Р-1» или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел.