К списку экспедиций

Поклон-2006

Слава героям-подводникам!

Что есть для нас Отечественная война? Для меня это фотография моего 13-летнего отца стоящего перед станком на деревянном ящике, это два деда, не вернувшихся с войны, слезы моей бабушки над фотографиями и рюмка водки под куском черного хлеба рядом с почтовыми треугольниками.

Эта война нам близка. О ней рассказывали деды, сидя на скамеечке во дворе, жадно слушавшим их пацанам. Ее мы можем увидеть в кино. Не в художественном, нет, а в той — черно-белой хронике. В кадрах с лицами людей, из которых кто-то еще сегодня доживает свой век в одиночестве. Мы читали о войне, мы слушали песни тех огненных лет. И ведь без слов ясно, они защищали Россию. Нашу, хранимую Богом русскую землю. На пожелтевших фотокарточках военных лет — молодые ребята. И глаза у них теплые, добрые, совсем не колючие и очень родные… Они жили, страдали, умирали — за нас. Да, за нас! А на могилах их — кресты покосились….

И поэтому, через год мы снова начинаем наш поход во славу Советского воина, павшего за свое отечество.

Над головой сомкнулся водный полог, и уши привычно закладывает от нарастающего давления. И по мере того, как потихоньку в темной бездне обрисуется силуэт, словно волны отхлынувшего времени ворвутся в твою память. Здесь, на глубине лежит одна из подводных лодок, один из многих экипажей, которого напрасно дожидались родные.

Погружаемся мы и уходим под воду
Сколько дней не увидим небес синевы
Я прошу, вы за нас улыбнитесь восходу
И закату, прошу я, порадуйтесь вы.

Сколько дней и ночей только азбука Морзе
Будет с Родиной связью в положенный час
Я прошу, вы за нас по аллеям пройдите
На березы и клены взгляните за нас.

Полновесной монетой отплатим фашистам,
Чтоб коснуться не смели родных берегов.
Ну а если навек нас поглотит пучина,
То с собой мы прихватим побольше врагов.

А когда мы придем после долгой разлуки
На рассветной заре к дорогим берегам,
Нас обнимут, прижмут ксердцу верные руки
За любовь и надежду спасибо всем вам.

Мало кому пришлось вынести на своих плечах такую тяжесть войны, которая досталась подводникам. Здесь побеждали или погибали всем экипажем. Этот поход мы посвящаем тем, кто верил в победу и сражался за нее, верил до последнего глотка воздуха, когда от нехватки кислорода ломит виски, когда под ударами глубинных бомб лопаются фундаменты дизелей и дает течь корпус, тем кто погибал, даже не имея права и возможности послать сообщение о собственной гибели. Наш поход — это дань памяти витязям глубин, павшим за свободу Родины, свидетельство тому, что их подвиг не забыт, и связь поколений не прерывается.

Сила духа и мужество подводников, до конца выполнивших свой долг, золотыми буквами вписаны в героическую летопись Советского Военно-морского флота. И поэтому девизом акции «Поклон кораблям Великой Победы» 2006 года будут слова – «СЛАВА ГЕРОЯМ-ПОДВОДНИКАМ!»

Вторая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» стартовала в акватории Черного моря вблизи острова Змеиный. Место старта нынешней экспедиции выбрано не случайно: именно здесь, рядом с румынской границей, обнаружена на дне, на глубинах от 30 до 38 метров, советская подводная лодка времён Великой Отечественной войны, которая до сих пор не идентифицирована историками. Есть мнение, что она шла с секретным заданием. Стоит задача попытаться проникнуть внутрь подводной лодки и собрать номерные и технические данные, которые бы позволили восстановить и имя лодки, и имена членов экипажа, погибших в том последнем бою, или которые служили на этой лодке.

Подводная лодка типа «Щ» («Щука») обнаружена в ходе работ прошлых лет, но до сих пор не была идентифицирована. 3 мая 2006 года дайверам удалось подобраться к сильно заглублённой в грунте носовой части подводной лодки и обнаружить там технические узлы, которые с полной достоверностью позволили установить, что данная лодка имеет тактический номер Щ-212.

Невозможно выразить радость по поводу сделанного открытия: удалось закрыть ещё одно «белое пятно» в истории Великой Отечественной войны, в истории советского подводного флота — установленный номер лодки позволяет теперь планомерно начать работать в архивах, чтобы восстановить имена членов экипажа, воевавших на этой подводной лодке и отдавших жизни за нашу Родину. Это главная цель работы экспедиции. В дань памяти погибших на подлодке установили памятный венок и табличку с добрыми словами благодарности нашим дедам, воевавшим в той страшной войне.

Алексей Ивлев, руководитель одесского дайв-клуба «Наварекс»:
«Мы с 2002 года вели в районе острова Змеиный подводные поиски и пытались установить номер судна. Это могла быть лодка Щ-208 или Щ-212. Они очень похожи друг на друга. Тем более, что она пролежала под водой столько лет, углублённая в грунт. Однако в них есть одно существенное конструктивное отличие, которое и позволяет их отличить друг от друга — это форштевень, носовая часть лодки: только на Щ-212 здесь устанавливался сетеразрезатель. На Щ-208 его не было. Нам несказанно повезло, что в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы», посвященной 100-летию подводного флота, удалось подобраться к углублённому в грунте форштевню и чётко установить наличие сетеразрезателя. Это и есть «Щука-212»! Закономерный итог получила работа трёх подводных клубов, которые все эти годы пытались поставить точки над «и» в отношении этой подводной лодки. Мы с удовольствием сейчас говорим – «Нам это удалось!»

Условия нынешних погружений на Змеином были крайне суровыми, неблагоприятными: порывы ветра достигали 15-20 метров в секунду, волнение моря 3-4 балла, видимость на поверхности отсутствовала полностью, так как в этом районе в Черное море впадает Дунай. Весь ход погружений был организован при строжайшем соблюдении всех требований и методик, принятых в российском подводном флоте: работа велась двумя группами, при этом самые опытные ныряльщики выполняли роль страхующих и обеспечивающих. В итоге, всё прошло без сучка, без задоринки, а в качестве вознаграждения всем ныряльщикам стало сделанное на глубине открытие.

Завершив подводные работы в районе острова Змеиный, экспедиция на своём корабле «Касатка» вернулась в порт Вилково, откуда стартовала в Одессу. Здесь прошли памятный митинг и встреча с ветеранами-подводниками на Мемориале 411-й батареи, где установлен знаменитый памятник погибшим подводникам. А после этого состав экспедиции переехал в Севастополь, где приступил к погружениям на акваториях города-героя.

Во время погружения у мыса Лукулл членам экспедиции удалось идентифицировать самолет времен Великой Отечественной войны. Дайверы Российской подводной Федерации — участники этой экспедиции, еще в ноябре 2005 года сумели обнаружить неизвестный историкам подводный объект — советский самолет, который лежал на дне моря недалеко от города-героя Севастополя. В течение поздней осени 2005 и весны 2006 годов на обнаруженный самолет пять раз ныряли дайверы разведывательно-водолазной команды города Севастополя под руководством подполковника Российского Черноморского Флота Игоря Егменова, но собранные сведения были весьма противоречивыми, не удавалось назвать даже марку боевой машины.

Игорь Егменов: «При падении самолет развалился на несколько частей, которые разнесло на приличное расстояние друг от друга. Четко выдавалось из глубокого донного ила только одно крыло, с которого, собственно, и начались поиски. Второе крыло, части кабины и элементы хвостовой оперения машины долго вообще не удавалось обнаружить. Ситуация осложнилась тем, что вблизи это места у берега моря лежит еще один самолет, также сильно разрушенный, и в начале поисков части двух самолетов принимались за обломки одного. Все разъяснилось только в ходе нынешней экспедиции «Поклон Кораблям Великой Победы», в которой приняли участие очень опытные ныряльщики из десяти городов России и Украины. И только общими усилиями удалось дать ответы на главный вопрос — что за самолет лежит возле мыса Лукулл?»

Выяснилось, что обломки, разбросанные на расстоянии двухсот метров друг от друга, принадлежат не одному, а двум самолетам. Кроме того, тот самолет, который был найден в ноябрьской экспедиции 2005 года, — это знаменитый пикирующий бомбардировщик Пе-2. Эта машина хорошо известна по фильму «Хроника пикирующего бомбардировщика». Дайверам удалось практически на ощупь выяснить границы найденного крыла с двигателем самолета. Оказалось, что зарытый глубоко в донный ил обломок боевой машины заканчивается элементами, которые далее крепились к корпусу, в котором располагались кабина пилота, штурмана и стрелка-радиста.

Дайвер Российской Подводной федерации из Екатеринбурга Игорь Кириллов смог идентифицировать характерный воздухозаборник с масляным радиатором под двигателем погибшего самолета, а также поднять на поверхность табличку от гидроцилиндра шасси. Параллельно, отдавая дань памяти погибшему экипажу, участники команды аквалангистов установили на дне моря, на самолет, памятный венок.

Теперь участникам экспедиции «Поклон Кораблям Великой Победы» предстоит работа по поиску номерных деталей конструкции, чтобы ответить на главный вопрос — кто пилотировал самолет. Но эта подводная работа запланирована уже на летнюю поисковую сессию.

Находки

Щ-212

Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка. Заложена 18 ноября 1934 года на заводе № 200 «имени 61 коммунара» в Николаеве, заводской номер 1036, спущена на воду 28 декабря 1936 года, 31 октября 1938 года вступила в строй и вошла в состав Черноморского флота. На 22 июня 1941 года Щ-212 входила в 4-й дивизион 1-й бригады подводных лодок, базировавшийся в Севастополе, проходила текущий ремонт.

За годы войны лодка совершила шесть боевых походов, в которых провела 86 суток, и три транспортных рейса в осаждённый Севастополь, из которых только два были успешными.

В октябре 1941 года ложась на дно, подорвалась на мине типа UMA, смогла вернуться на базу. За время войны Щ-212 не выпустила ни одной боевой торпеды. 14 ноября 1941 года Щ-212 ушла в боевой поход в район гирла Дуная, из которого не вернулась. Долгое время считалось, что Щ-212 была потоплена авиацией противника в районе Синопа.

Пе-2

Советский пикирующий бомбардировщик. Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100», Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря 1939 года и начал выпускаться серийно в конце 1940 года.

Пе-2 послужил также летающей лабораторией для испытания ракетных ускорителей. Первый полёт с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года. Скорость увеличилась на 92 км/ч. Эксперименты с различными вариантами Пе-2 с ракетными установками продолжались до 1945 года. Главным конструктором ускорителей был С. П. Королёв.

Низкоплан, с двухкилевым оперением. Удачная конструкция кабины предоставляла лётчику и штурману отличный обзор вперёд и вниз. На Пе-2 впервые в СССР применено электрическое управление многими механизмами.

Основными целями Пе-2 были:
      — железнодорожные станции и узлы;
      — мосты, дороги;
      — транспортные и военные корабли, подводные лодки (на Балтике, Черном Море, Тихом Океане);
      — морские порты, причалы;
      — колонны автотранспорта и бронетехники;
      — полевые артиллерийские части, а также части дальнобойной артиллерии;
      — аэродромы;
      — склады боеприпасов, ГСМ;
      — непосредственно позиции вражеских войск на передовой.

Кроме непосредственных обязанностей бомбардировщика часто применялся в разведывательных целях. Оснащённый РЛС «Гнейс-2» самолёт мог использоваться в качестве ночного истребителя.